03.02.2018
Алексей
Никифоров

Городской совет отцов Нижнего Новгорода реализует проект по "Наставничеству"

Профориентационная работа является важнейшим элементом жизни ребенка. Полноценная помощь в выборе профессии, во-первых, ориентирует и организует учебную деятельность ребенка, во-вторых, привносит элементы спокойствия по отношению к своему будущему. Ребенок с бóльшим осознанием живет, изучает школьные предметы, которые могут пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни.

Ожидаемыми результатами профориентационной работы должны стать:

1. повышение мотивации школьника к образовательной деятельности;

2. повышение качества обучения;

3. повышение уровня познавательной активности, творческой самостоятельности;

4. организация комфортной образовательной среды для каждого учащегося;

5. создание комфортной психолого-педагогической среды в лицее;

6. формирование у школьников навыков целеполагания, планирования этапов своей деятельности, организации самоконтроля, адекватной самооценки своей учебной деятельности, анализа актуальности будущего профессионального выбора;

7. успешная социализация обучающихся, основанная на самостоятельном сознательном профессиональном самоопределении в старших классах;

8. сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Из числа этих заинтересованных лиц мы сформировали команду:

Куратор – специалист, который разрабатывает программу, создает план обучения, отбирает и готовит наставников, отбирает наставляемых, осуществляет мониторинг программы, сопровождение и супервизию сформированных пар, оценивает эффективность программы, ведет необходимую документацию.

Сыграть роль куратора наиболее удобно школьному тьютору, основными функциями которого являются «формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного планирования жизненного пути, формирования и реализации индивидуальной образовательной программы, умений и навыков продвижения по индивидуальной образовательной траектории, разрешения проблемных ситуаций. Тьютор непосредственно осуществляет «навигацию» дополнительного образования вместе с школьником через различные виды его деятельности, помогает осмыслить успехи и неудачи. Анализируя уже пройденный путь, можно успешно определить индивидуальный «набор образовательных программ», собственные предпочтения учащегося и сформировать навыки работы в каждом предпочитаемом им направлении работы, обязательно проявляя неизменную поддержку инициативы школьника в выборе способов деятельности».

Наставник – специалист, который готов помочь подростку в поиске индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, передать ему знания, умения и навыки, предоставить помощь и совет, оказать необходимую поддержку.

Наставляемый – школьник, мотивированный на профориентацию, в частном случае это могут быть одаренные дети или трудные дети.

Главная цель создаваемой команды – постепенное формирование у подростка внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного плана).

Мы понимаем, что решить задачу по профориентации наших детей возможно только на основе комплексного, системного подхода к выбору будущей профессии и планированию профессионального развития, в построении карьеры. Достичь этого возможно поэтапно.

На первом этапе необходимо адаптировать по конкретные цели и согласовать программу «Наставничество» в школе.

На втором этапе должна быть организована работа с психологом на предмет психодиагностики школьников с выдачей рекомендаций родителям.

Мы предлагаем использовать наработки по профдиагностики «Я могу» и «Я хочу» (Psychometric Expert) для тестирования личностных особенностей наставляемого и для определения вектора его развития, а также провести развернутую диагностику, которая включает в себя:

1. Диагностику личностных качеств:

-   степень развития чувственно-эмоциональной сферы (типы темперамента по Г. Айзенку «EPI – подростковый вариант»);

-   уровень агрессии (по опроснику Баса-Дарки);

-   уровень тревожности (по методике Прихожан);

-   исследование уровня развития коммуникативных навыков с помощью методики В.Ф. Ряховского;

-   этико-нравственные проблемы (наличие или отсутствие ценностей и норм) по методике ценностных ориентаций М. Рокич;

-   исследование самооценки (завышенная, заниженная) по методике В.Сонина «Полярные профили».

2. Диагностику познавательных процессов:

-   исследование памяти по методике А.Р.Лурия;

-   исследование внимания (объем, переключение, распределение внимания) с помощью корректурной пробы;

-   исследование особенностей интеллекта (самостоятельность мышления, способность классифицировать, комбинировать, подвижность мышления), тест Амтхауэра.

3. Профессиональное самоопределение:

-   диагностика профессиональных склонностей с помощью методики Е.А.Климова «Типы профессий»;

-   диагностика Дж.Голланда «Опросник профессиональных предпочтений»;

-   исследование коммуникативных и организаторских способностей с помощью методики КОС.

-   дополнительно при затруднениях – личностный тест Дж.Баррета.

4. Результаты учебных достижений за последние 2 учебных года:

-   выписка из классных журналов – результаты обучения по предметам по полугодиям;

-   результаты олимпиад разных уровней;

-   результаты непредметных олимпиад и образовательных конкурсов разных уровней.

В результате у родителей будет информация о сильных и слабых сторонах ребенка, предложен «коридор» профессий и сформирована индивидуальная образовательная программа.

На третьем этапе формируются списки участников: кураторы, наставники, наставляемые. Далее необходимо провести обучение наставников по программе «Школа наставников».

Как показывает практика, наставники, которые предварительно прошли обучение, в большей степени удовлетворены своей деятельностью. Обучение на старте – это возможность подготовиться к предстоящим взаимоотношениям, познакомиться с основными целями деятельности, проверить свою готовность к этой работе и поверить в себя как в наставника. Первичное обучение наставничеству должно помогать наставникам сформулировать цели и мотивы наставнической деятельности, скорректировать ожидания и сравнить свои цели с целями своих наставляемых для выявления и решения разногласий между ними.

Стартовое обучение должно касаться вопросов организации пред­стоящей деятельности. Оно также может расширять знания в области педагогики и психологии, методики работы с детьми, подходы и навыки, необходимые для создания эффективных и безопасных наставнических взаимоотношений. Обучение эффективно проводить в разных форматах – это могут быть и семинары, и тренинги, и обмен опытом. Рекомендуемая подготовка наставников должна составлять не менее шести часов.

Наставников следует обучить двум стилям взаимоотношений с наставляемым:

Развивающий стиль – это прежде всего развитие взаимодействия наставника и наставляемого.

Инструментальный стиль концентрируется на целенаправленной деятельности, здесь развитие межличностных взаимоотношений имеет второстепенное значение.

На наш взгляд, это обучение можно провести по программе наставничества «Ментори». Национальный ресурсный центр «Ментори» поддерживает Совет Отцов Нижнего Новгорода путем распространения и обучения технологии наставничества и дальнейшей экспертной оценки и консультации.

На четвертом этапе для разных возрастов школьником формируется свой набор программ дополнительного образования, например, для 4 – 5-х классов в лицее реализуется программа «Политехника». Основной целью этой программы является создание условий по воспитанию личности особого склада с высоким уровнем интеллекта, хорошо развитым техническим мышлением, с высоким уровнем познавательной и творческой активности в техническом направлении с учетом индивидуальных способностей, мотивов, ценностных ориентаций. В программе «Политехника» решаются следующие задачи: 1. Организация занятий для изучения школьниками перспективных направлений развития современной техники и принципов, лежащих в основе ее создания. 2. Поддержания интереса к техническому направлению деятельности учащихся младшего и среднего возраста с помощью специальных методов и организационных форм (игровых, компьютерных технологий, специальных интеллектуальных заданий технического направления и др.).

Для учащихся 6 – 8-х классов начинается знакомство с предприятиями Нижнего Новгорода. Производственные экскурсии лучше проводить много, часто и на предприятиях разных отраслей, чтобы расширить горизонт возможностей реализации себя у наших детей. В идеале было бы предоставить возможность создания какого-либо продукта. Это вопросы уже трудового воспитания. Ребята сами должны попробовать поработать руками, как и мы когда-то сами что-то делали. Это было интересно и это было незабываемо.

Старшеклассники  - учащиеся 9 – 11-ых классов -  знакомятся с высшими учебными заведениями города и средне-специальными, предприятиями высокотехнологичных отраслей производства. Школьники должны осознать смысл того или иного образования, какие навыки и умения они приобретут, кем будут работать.

На пятом этапе происходит разработка куратором индивидуальной образовательной программы наставляемого. Это совместное уточнение интересов школьника:

-    составление программы наставничества;

-    набор производственных экскурсий;

-    выбор наставника;

-    формирование тандемов.

Успех наставничества заключается в развитии и поддержании тесных взаимоотношений между наставником и наставляемым, поэтому хорошо подобранный тандем – залог успешной наставнической деятельности.

Основные принципы формирования тандема:

-   тип нужд наставляемого (потребность в помощи в образовании, саморазвитии, профессиональной ориентации, снижении уровня рискованного поведения и т.д.);

-   темперамент (необходимо убедиться, что личностные и поведенческие качества наставника и наставляемого не конфликтуют друг с другом);

-   интересы (при прочих равных условиях наставники и наставляемые, подобранные на основе сходств (например, хобби, образ жизни и состав семьи), как правило, создают более прочные наставнические взаимоотношения);

-   особенности воспитания и культуры.

При работе в тандемах наставник помогает школьнику прояснить личное восприятие его жизненной ситуации: что ему нравится в своей жизни, что не нравится, что бы он хотел изменить. Как это может отразится на будущем наставляемого. Наставник предлагает свою помощь в достижении целей подростком в сфере профессиональной деятельности, указывая на риски и эти противоречия на этом пути.

Наставнику иногда может приходиться самому предлагать различные варианты ближайшего будущего, основываясь на интересах подростка.

Наставник при обязательном уведомлении родителей может устраивать мероприятия (походы в кино и музеи, спортивные мероприятия и т.д.), чтобы расширить кругозор подростка.

На шестом этапе проводится повторная психодиагностика старшеклассников на предмет готовности к выбранной профессии с выдачей рекомендаций родителям. Происходит совместное подведение итогов работы, здесь используются методы и средства, которые позволят ребенку увидеть, как достигается цель.

Своевременное снижение активности самого профконсультанта или куратора с тем, чтобы дать возможность самому школьнику решать свои проблемы, чтобы не «давить» на него своим авторитетом. На этом этапе необходимо повторное подключение специалистов с предприятий для предложения школьнику углубленного обзора и выбора интересующего направления.

Суть активизации школьника заключается в том, чтобы вооружить его средствами для самостоятельного и осознанного планирования и развития своей личности. В итоге получается система: изначальная активность профконсультантов – активизация школьника в совместной деятельности с психологом – активность самого школьника (при несколько ослабевающей инициативе профконсультанта).

Таким образом, активизация предполагает: превращение пассивного подростка в активного, развитие его интереса (мотивации), размышлений, переживаний и ожиданий по поводу своей предстоящей жизни; организация активности подростка, когда из хаотичных и не целенаправленных его карьерных действий происходит превращение в осознанные и целенаправленные, а еще лучше – основанные на прогнозировании рынка труда и планировании собственных желаний самоопределения.


Комментарии: